Алексей (budovskiy) wrote,
Алексей
budovskiy

Category:

Из фотоальбома деда, Арктика 30-е: Остров Врангеля, мыс Шмидта, бухта Провидения, остров Гукера.

Часть 1: Прибытие на зимовку, обустройство, охота.
Часть 2: Полярная авиация
Часть 3: Установка радиомачты и ветряка
Часть 4: "Остров Врангеля" Минеева
Часть 5: Земля Франца Иосифа. Остров Гукера

Прибытие самолёта на зимовку это праздник, поэтому крылатых машин дед наcнимал будь здоров.
1
(Оригинал)
Тут в кадре Илья Павлович Мазурук, легенда Арктики и начальник Алсиба, (он справа в кожанке).
2
(Оригинал)
Он же на этом снимке стоит спиной.
3
(Оригинал)
Самолёт на снимках - ТБ-3 (Ант-6, "бомбардировщик"). Фотографии сделаны в Марте 1939-го года, во время облета полярных станций и ледовой разведки. Машина - Н-169, обновленный. На нем Мазурук и папанинцев высаживал в 37-м, а позднее этот борт отличился и в 1941 во время высокоширотной экспедиции к Полюсу Недоступности, правда с другим КВС. zachariy, к сожалению удаливший свой журнал, пишет: "Это один из бомбардировщиков ТБ-3, переделанных специально для экспедиции Папанина. Вот цитата из книги "Тайна третьего перелета, или Цейтнот Леваневского": "...В течение двух месяцев самолеты дорабатывались с учетом специфики работы в условиях Арктики. Так, от обычных ТБ-3 они отличались остекленными кабинами летчиков, застекленными люками турелей, дополнительными бензобаками, размещенными в бомбоотсеках, трехлопастными металлическими винтами на двигателях и одним колесом на каждой опоре шасси. На самолетах, к тому же, было установлено модернизированное радиооборудование, - в частности, радиополукомпас и приемник для навигации по маяку, - а также некоторые дополнительные приборы. Переделке подверглись и внутренние помещения самолета. Машины были перекрашены в оранжевый цвет, хорошо заметный с воздуха на белом фоне. Модернизированные таким образом самолеты получили название «АвиаАрктика»...".
4
(Оригинал)
5
(Оригинал)
6
(Оригинал)
Да, такой лыжей по кумполу схлопочешь -- мало не покажется.
7
(Оригинал)
Учёт прибывшего груза.
8
(Оригинал)
9
(Оригинал)
Чаще других на зимовку прилетал биплан Н-190 УПА ГУСМП.
10
(Оригинал)
На этом снимке даже дым от сигнального костра виден.
11
(Оригинал)
Летом биплан приземлялся на шасси, а зимой конечно на лыжи.
12
(Оригинал)
А тут дед видать и сам на этой машине прокатился.
13
(Оригинал)

ubah_kykyiiikuh пишет, что самолёт этот был переоборудован Водопьяновым для полетов в Арктике и учавствовал в спасении челюскинцев. Самолёт садится на этих фотографиях после полета знаменитого полярного лётчика Фабио Бруновича Фариха с механиком Флегонтом Ивановичем Бассейном на остров Врангеля в 1934 году, сразу после эвакуации челюскинцев. Данный самолет Н-190, (это только один из ему присваиваемых в разное время номеров), есть у Водопьянова в его книге "Полярный Лётчик". Начиная с издания 1969 года ему посвящена целая глава - "Судьба самолета", настолько она была затейливая. От перевозок матриц "Правды" - до спасения челюскинцев и войны в Испании, где он уже под названием "Дьяболито Рохо" - "Красный чертенок" был авиаразведчиком и погиб во время ремонта под бомбёжкой." На одной из фотографий дедовского альбома был узнан и сам Фарих:
14
Эта фотография Фариха в более полном варианте есть в архиве Флегонта Ивановича, вместе с бортмехаником и самолетом, и очень может быть, что это снимок моего деда присланный им Флегонту Бассейну на память.
15
Подробнее о полёте на остров Врангеля можно почитать здесь. Но вернёмся к нашим самолётам. Иногда они не приземлялись а приводнялись, когда погода позволяла.
16
(Оригинал)
Швартовка после приводнения.
17
(Оригинал)
По информации предоставленной Всеволодом Кукановым (soroksem), это Юнкерс Н-4, машина, на которой его двоюродный прадед, лётчик Фёдор Кузьмич Куканов в конце 33 года (когда "Челюскин" уже дрейфовал) вывез один (одним самолетом с одним экипажем) 93 пассажира на мыс Шмидта (Северный) с зимовавших судов. Далее цитирую: "Челюскинцев, кстати, было почти столько же - 104. Если бы те пароходы потонули как невезучий "Челюскин" - Куканов стал бы первым Героем Советского Союза. К сожалению, принять участие в челюскинской эпопее вместительный Н-4 не смог по причине износа мотора, поэтому и пришлось летать на разных самолетах множеству отчаянных пилотов". Нельзя не упомянуть о том что архив Куканова оцифрован и выложен в сеть. Многие фото из этого архива сняты в то же время, и в тех же местах, где фотографировал дед, а некоторые снимки вообще совпадают, откуда можно сделать вывод что мой дед и Куканов дружили, фотографировали одни и те же события а потом обменивались снимками. Всеволод Куканов, однако, считает что фотографии из архива Фёдора Кузьмича делал мой дед и потом передал их лётчику. Например, следующее фото есть как и у деда, так и в архиве у Куканова. Картина "Не ждали" "Ждали".
18
(Оригинал)
Кукановское фото, идентичное тому что присутствует в дедовском альбоме, называется "К полетам №72-74. Рулёжка после посадки". Снимок сопровождается следующим текстом: "Начавшаяся зима сделала положение экипажей и пассажиров пароходов "Север", "Анадырь" и "Хабаровск" экспедиции Наркомвода еще более трудным. Скученность людей, недостаточный запас продовольствия и антицинготных средств представляли немалую опасность. Поэтому в октябре 1933 года правительство приняло решение часть пассажиров и заболевших членов экипажей вывезти из Чаунской губы на материк, и в частности на мыс Северный, а потом отправить в Провидения или Лаврентия. Доставить пассажиров и членов экипажей судов экспедиции на материк поручили Ф. К. Куканову - самому опытному из всех находившихся на Чукотке летчиков. Кроме того, его самолет имел закрытые пилотскую и пассажирские кабины и поэтому мог быть использован для перевозки людей зимой."
Приведу здесь еще несколько фотографий Юнкерса H-4 из архива лётчика, с комментариями-цитатами.
"К полету №65, к прилету Шмидта на м.Северный."
В полдень 16 сентября после проведения дополнительной ледовой разведки по маршруту следования "Челюскина" самолет Куканова с находившимися на его борту Шмидтом и Буйко совершил посадку в одной из бухт мыса Северного. На берегу прибывших радушно встретила группа полярников. ..
19
(Оригинал)
20
(Оригинал)
"К полету №45. бухта м.Северного, перед взлётом."
Экипаж Куканова входил в состав Северо-Восточной летной группы, возглавляемой Г.Д. Красинским, экипажи двух других самолетов авиагруппы находились в Уэлене. Перед авиагруппой стояла задача исключительной важности: выполняя ледовую авиаразведку в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, способствовать выходу парохода "Челюскин" в Берингов пролив. В адрес О. Ю. Шмидта данные ледовой разведки стали поступать от Красинского в начале сентября, когда судно пробивалось сквозь тяжелые льды у мыса Якан. С наступлением осени погода ухудшилась. Покрывшееся белыми барашками море стало неспокойным, небо потемнело, усилившиеся ветры несли с собой белую крупу, которая таяла на земле, не успевая превращаться в снег. Нередкими стали дни, когда все вокруг неожиданно закрывала густая пелена тумана. Взлет и посадка на водную поверхность усложнились и требовали от летчика предельного внимания, хладнокровия и мужества. Куканов обладал всеми этими качествами. Продолжая вести ледовую разведку для "Челюскина", он сделал несколько рейсов, отыскивая для судов Северо-Восточной экспедиции Наркомвода проходы во льдах.
21
(Оригинал)
"К полетам №72-75.Слева - Куканов, справа вероятно бортмеханик Шадрин"
22
(Оригинал)
"К полетам №72-75. погрузка больных." Свой первый спасательный рейс в Чаунскую губу Куканов совершил 13 октября 1933 года, посадив тяжелую машину на аэродром, подготовленный на льду в 2 километрах от вмерзших в лед пароходов. Приняв первую группу женщин с детьми и тяжелобольных, он сумел поднять перегруженный самолет только с третьей попытки.
23
(Оригинал)
"К полетам №76-81. выгрузка больных на м.Северном."
На мысе Северном самолет уже ждали. Как только машина коснулась лыжами ледового аэродрома, устроенного в Северной бухте, к ней на собачьих упряжках выехали жители мыса Северного. Ослабевших больных они на руках переносили на нарты и, укутав в шубы, везли к домам полярной станции, специально оборудованным для приема пассажиров экспедиции Наркомвода.
24
(Оригинал)
Цитата из книги С. Ларькова «Челюскинская эпопея: историческая мифология и объективность истории (версии и трактовки некоторых событий)» :
И всё же в роковой для «Челюскина» день 17 ноября, когда потерпел аварию базирующийся на нём самолёт «Ш-2» М.С.Бабушкина, Куканов решился на полёт к «Челюскину» и «Литке» для ледовой разведки, но при взлёте с мыса Северного снёс себе шасси. Это стало последней каплей в чаше неудач «Челюскина» и комсостав корабля и экспедиции вынужден был принять решение отпустить «Литке». Однако, описывая все эти перипетии, челюскинцы ни разу не упомянули имени Куканова! Три снимка того аварийного взлёта из архива Фёдора Кузьмича:
25
(Оригинал)
26
(Оригинал)
27
(Оригинал)
А вот снимок Юнкерса Куканова с подломившейся лыжной стойкой из альбома деда. Обратите внимание, он снят с того же места и ракурса что и предыдущий кадр, но может быть на несколько секунд раньше или позже.
28
(Оригинал)
На чемоданах, под крылом самолёта.
29
(Оригинал)
30
(Оригинал)
Он улетел, но обещал вернуться.
31
(Оригинал)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments