Из фотоальбома деда, Арктика 30-е: Остров Врангеля, мыс Шмидта, бухта Провидения, остров Гукера.
Часть 1: Прибытие на зимовку, обустройство, охота.
Часть 2: Полярная авиация
Часть 3: Установка радиомачты и ветряка
Часть 4: "Остров Врангеля" Минеева
Часть 5: Земля Франца Иосифа. Остров Гукера
Прибытие самолёта на зимовку это праздник, поэтому крылатых машин дед наcнимал будь здоров.
(Оригинал)
Тут в кадре Илья Павлович Мазурук, легенда Арктики и начальник Алсиба, (он справа в кожанке).
(Оригинал)
Он же на этом снимке стоит спиной.
(Оригинал)
Самолёт на снимках - ТБ-3 (Ант-6, "бомбардировщик"). Фотографии сделаны в Марте 1939-го года, во время облета полярных станций и ледовой разведки. Машина - Н-169, обновленный. На нем Мазурук и папанинцев высаживал в 37-м, а позднее этот борт отличился и в 1941 во время высокоширотной экспедиции к Полюсу Недоступности, правда с другим КВС. zachariy, к сожалению удаливший свой журнал, пишет: "Это один из бомбардировщиков ТБ-3, переделанных специально для экспедиции Папанина. Вот цитата из книги "Тайна третьего перелета, или Цейтнот Леваневского": "...В течение двух месяцев самолеты дорабатывались с учетом специфики работы в условиях Арктики. Так, от обычных ТБ-3 они отличались остекленными кабинами летчиков, застекленными люками турелей, дополнительными бензобаками, размещенными в бомбоотсеках, трехлопастными металлическими винтами на двигателях и одним колесом на каждой опоре шасси. На самолетах, к тому же, было установлено модернизированное радиооборудование, - в частности, радиополукомпас и приемник для навигации по маяку, - а также некоторые дополнительные приборы. Переделке подверглись и внутренние помещения самолета. Машины были перекрашены в оранжевый цвет, хорошо заметный с воздуха на белом фоне. Модернизированные таким образом самолеты получили название «АвиаАрктика»...".
(Оригинал)
(Оригинал)
(Оригинал)
Да, такой лыжей по кумполу схлопочешь -- мало не покажется.
(Оригинал)
Учёт прибывшего груза.
(Оригинал)
(Оригинал)
Чаще других на зимовку прилетал биплан Н-190 УПА ГУСМП.
(Оригинал)
На этом снимке даже дым от сигнального костра виден.
(Оригинал)
Летом биплан приземлялся на шасси, а зимой конечно на лыжи.
(Оригинал)
А тут дед видать и сам на этой машине прокатился.
(Оригинал)
ubah_kykyiiikuh пишет, что самолёт этот был переоборудован Водопьяновым для полетов в Арктике и учавствовал в спасении челюскинцев. Самолёт садится на этих фотографиях после полета знаменитого полярного лётчика Фабио Бруновича Фариха с механиком Флегонтом Ивановичем Бассейном на остров Врангеля в 1934 году, сразу после эвакуации челюскинцев. Данный самолет Н-190, (это только один из ему присваиваемых в разное время номеров), есть у Водопьянова в его книге "Полярный Лётчик". Начиная с издания 1969 года ему посвящена целая глава - "Судьба самолета", настолько она была затейливая. От перевозок матриц "Правды" - до спасения челюскинцев и войны в Испании, где он уже под названием "Дьяболито Рохо" - "Красный чертенок" был авиаразведчиком и погиб во время ремонта под бомбёжкой." На одной из фотографий дедовского альбома был узнан и сам Фарих:
Эта фотография Фариха в более полном варианте есть в архиве Флегонта Ивановича, вместе с бортмехаником и самолетом, и очень может быть, что это снимок моего деда присланный им Флегонту Бассейну на память.
Подробнее о полёте на остров Врангеля можно почитать здесь. Но вернёмся к нашим самолётам. Иногда они не приземлялись а приводнялись, когда погода позволяла.
(Оригинал)
Швартовка после приводнения.
(Оригинал)
По информации предоставленной Всеволодом Кукановым (soroksem), это Юнкерс Н-4, машина, на которой его двоюродный прадед, лётчик Фёдор Кузьмич Куканов в конце 33 года (когда "Челюскин" уже дрейфовал) вывез один (одним самолетом с одним экипажем) 93 пассажира на мыс Шмидта (Северный) с зимовавших судов. Далее цитирую: "Челюскинцев, кстати, было почти столько же - 104. Если бы те пароходы потонули как невезучий "Челюскин" - Куканов стал бы первым Героем Советского Союза. К сожалению, принять участие в челюскинской эпопее вместительный Н-4 не смог по причине износа мотора, поэтому и пришлось летать на разных самолетах множеству отчаянных пилотов". Нельзя не упомянуть о том что архив Куканова оцифрован и выложен в сеть. Многие фото из этого архива сняты в то же время, и в тех же местах, где фотографировал дед, а некоторые снимки вообще совпадают, откуда можно сделать вывод что мой дед и Куканов дружили, фотографировали одни и те же события а потом обменивались снимками. Всеволод Куканов, однако, считает что фотографии из архива Фёдора Кузьмича делал мой дед и потом передал их лётчику. Например, следующее фото есть как и у деда, так и в архиве у Куканова. Картина
(Оригинал)
Кукановское фото, идентичное тому что присутствует в дедовском альбоме, называется "К полетам №72-74. Рулёжка после посадки". Снимок сопровождается следующим текстом: "Начавшаяся зима сделала положение экипажей и пассажиров пароходов "Север", "Анадырь" и "Хабаровск" экспедиции Наркомвода еще более трудным. Скученность людей, недостаточный запас продовольствия и антицинготных средств представляли немалую опасность. Поэтому в октябре 1933 года правительство приняло решение часть пассажиров и заболевших членов экипажей вывезти из Чаунской губы на материк, и в частности на мыс Северный, а потом отправить в Провидения или Лаврентия. Доставить пассажиров и членов экипажей судов экспедиции на материк поручили Ф. К. Куканову - самому опытному из всех находившихся на Чукотке летчиков. Кроме того, его самолет имел закрытые пилотскую и пассажирские кабины и поэтому мог быть использован для перевозки людей зимой."
Приведу здесь еще несколько фотографий Юнкерса H-4 из архива лётчика, с комментариями-цитатами.
"К полету №65, к прилету Шмидта на м.Северный."
В полдень 16 сентября после проведения дополнительной ледовой разведки по маршруту следования "Челюскина" самолет Куканова с находившимися на его борту Шмидтом и Буйко совершил посадку в одной из бухт мыса Северного. На берегу прибывших радушно встретила группа полярников. ..
(Оригинал)
(Оригинал)
"К полету №45. бухта м.Северного, перед взлётом."
Экипаж Куканова входил в состав Северо-Восточной летной группы, возглавляемой Г.Д. Красинским, экипажи двух других самолетов авиагруппы находились в Уэлене. Перед авиагруппой стояла задача исключительной важности: выполняя ледовую авиаразведку в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, способствовать выходу парохода "Челюскин" в Берингов пролив. В адрес О. Ю. Шмидта данные ледовой разведки стали поступать от Красинского в начале сентября, когда судно пробивалось сквозь тяжелые льды у мыса Якан. С наступлением осени погода ухудшилась. Покрывшееся белыми барашками море стало неспокойным, небо потемнело, усилившиеся ветры несли с собой белую крупу, которая таяла на земле, не успевая превращаться в снег. Нередкими стали дни, когда все вокруг неожиданно закрывала густая пелена тумана. Взлет и посадка на водную поверхность усложнились и требовали от летчика предельного внимания, хладнокровия и мужества. Куканов обладал всеми этими качествами. Продолжая вести ледовую разведку для "Челюскина", он сделал несколько рейсов, отыскивая для судов Северо-Восточной экспедиции Наркомвода проходы во льдах.
(Оригинал)
"К полетам №72-75.Слева - Куканов, справа вероятно бортмеханик Шадрин"
(Оригинал)
"К полетам №72-75. погрузка больных." Свой первый спасательный рейс в Чаунскую губу Куканов совершил 13 октября 1933 года, посадив тяжелую машину на аэродром, подготовленный на льду в 2 километрах от вмерзших в лед пароходов. Приняв первую группу женщин с детьми и тяжелобольных, он сумел поднять перегруженный самолет только с третьей попытки.
(Оригинал)
"К полетам №76-81. выгрузка больных на м.Северном."
На мысе Северном самолет уже ждали. Как только машина коснулась лыжами ледового аэродрома, устроенного в Северной бухте, к ней на собачьих упряжках выехали жители мыса Северного. Ослабевших больных они на руках переносили на нарты и, укутав в шубы, везли к домам полярной станции, специально оборудованным для приема пассажиров экспедиции Наркомвода.
(Оригинал)
Цитата из книги С. Ларькова «Челюскинская эпопея: историческая мифология и объективность истории (версии и трактовки некоторых событий)» :
И всё же в роковой для «Челюскина» день 17 ноября, когда потерпел аварию базирующийся на нём самолёт «Ш-2» М.С.Бабушкина, Куканов решился на полёт к «Челюскину» и «Литке» для ледовой разведки, но при взлёте с мыса Северного снёс себе шасси. Это стало последней каплей в чаше неудач «Челюскина» и комсостав корабля и экспедиции вынужден был принять решение отпустить «Литке». Однако, описывая все эти перипетии, челюскинцы ни разу не упомянули имени Куканова! Три снимка того аварийного взлёта из архива Фёдора Кузьмича:
(Оригинал)
(Оригинал)
(Оригинал)
А вот снимок Юнкерса Куканова с подломившейся лыжной стойкой из альбома деда. Обратите внимание, он снят с того же места и ракурса что и предыдущий кадр, но может быть на несколько секунд раньше или позже.
(Оригинал)
На чемоданах, под крылом самолёта.
(Оригинал)
(Оригинал)
Он улетел, но обещал вернуться.
(Оригинал)